Перевод статьи Russians spend it while they’ve got it

Евгения Иванова, 27-летний менеджер по связям с общественностью из Москвы знает, что новый экономический кризис не за горами. Но это не значит, что она собирается экономить.

В этом году она разорилась на поездки в Шри-Ланку, Австрию и Париж на пятидневный поход по магазинам. Она недавно купила новый Mercedes-Benz автомобиль для мужа и планирует приобрести для себя BMW, потому что, как она выразилась: «Два мерседеса уже не сработает».

По словам Ивановой Россия не вернулась в нефтедолларовым, докризисным временам, когда люди «не привыкли считать свои деньги» и, не задумываясь тратили по 30 000 рублей ($ 940) на ужин и 15 000 на чай. Однако, при этом страна и не переживает эпоху жесткой экономии.

При возвратившихся ценах на нефть в $ 115 за баррель, есть опасения, что Россия может быть ослаблена последствиями кризиса еврозоны.

Безработица устойчиво держится отметки 4,9% – самый низкий показатель в России за десяток лет, и заработная плата растет на 10 % каждый год. В то время как рост зарплат начинает замедляться, нет никаких признаков того, что потребители урезают свои расходы.

Это хорошая новость для России, которая во многом благодаря потребительским расходам до сих пор опровергала мысль о том, что охлаждение мировой экономики как-то повлияет на экономику России.

Растущие показатели определяют хороший бизнес для розничной торговли. Магнит – один из крупнейших пищевых ритейлеров страны вырос вместе со средним классом и показал увеличение продаж на треть в июле. С другой стороны, BMW указывает, что продажи ее автомобилей в России выросли на 30 % в этом году по сравнению с 2011 годом.

На рисунке – «Бери, пока можешь. Продажи BMW в России»

На рисунке – «Бери, пока можешь. Продажи BMW в России»

В то же время средний класс меняет туры в Турцию и Египет на более дорогие поездки в Западную Европу и США. По данным Ситибанка России россияне предположительно в этом году потратят почти $ 50 млрд. за рубежом, что на 20% больше, чем в 2011 году.

Ожидается, что экономика России будет расти на 3,5% – 4 % в этом году. Однако тенденция тратить деньги свидетельствует также об исторических предпочтениях русских – тратить деньги, пока они есть, а не ожидать их обесценивания вследствие обвала фондового рынка и девальвации национальной валюты, что уже не раз случалось за последние два десятилетия.

«Русские потребители не верят в будущее, они верят только в сегодня» – говорит Олег Тиньков, председатель системы потребительского кредитования Тинькофф, частично принадлежащей Goldman Sachs. «Нам нравится тратить, нам хочется купить Mercedes, и неважно можем ли мы себе это позволить».

Тиньков говорит, что клиенты Тинькофф, которые в значительной степени представлены средним классом, как правило, тратят большую часть своих доходов. «К сожалению или к счастью для экономики России, я не вижу никакой экономии в деятельности наших клиентов».

В отличие от своих западноевропейских коллег, меньшая доля россиян берут ипотечные кредиты из-за высоких процентных ставок. И среди тех, кто не инвестирует в собственность, существует мнение, что розничные товары высокого класса могут представлять безопасные инвестиции.

«Золото сейчас действительно дорого, фондовый рынок все время падает» говорит Александр Простаков, 33-летний рекламный копирайтер в Москве. «Я думаю из-за этого [неопределенности на рынках] люди покупают намного больше автомобилей и других вещей, потому что никто не понимает, куда еще можно инвестировать».

Простаков признает, что его собственные расходы, как правило, связаны с отдыхом с друзьями, однако он пытается экономить, замечая, что многие предсказывают, политическую или экономическую нестабильность в России осенью этого года.

Когда русские хотят урезать расходы, они это делают, говорит Михаил Бернер, руководитель потребительского кредитования Ситибанка – в 2009 году объемы кредитных карт резко упали в одночасье.

«Но сейчас кажется, что русские предпочитают иметь дело с кризисом только тогда, когда он стучится в дверь» – говорит он.

Г-жа Иванова, менеджер PR, соглашается. «Когда вы много работаете, вы хотите насладиться плодами этой работы» – утверждает она.

«Сейчас перерыв между кризисами – когда вы еще собираетесь наслаждаться?» – добавляет она. «Если кризис придет, то мы затянем пояса».


Комментарии

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

Ваш комментарий