Опубликовано в UsaToday

ЧИКАГО – шумиха по поводу IPO почти стихла.

Пятничный запуск пионера ежедневных предложений Groupon (GRPN) и ожидаемый запуск производителя онлайн-игры Zynga может в очередной раз пробудить аппетиты инвесторов на первичное публичное размещение акций.

Если все пройдет хорошо – и Groupon вырвется из ворот в пятницу – более 200 других зарегистрированных компаний готовы следовать его примеру и выходить на рынок.

Однако, стоит поостеречься обмана IPO. Любители-инвесторы должны тщательно выверять свои шаги, если они хотят приобрести акции компании, которая только что вышла на рынок. Легко можно прогореть.

Процессом управляют андеррайтеры, инвестиционные банки и институциональные инвесторы, которые могут на этапе раннего ценообразования довести стоимость акций до неустойчивого уровня.

Вам придется прорываться через обман и оценивать компанию, как если бы она была публичной в течение многих десятилетий.

В отсутствии установленных записей или подробной истории прибыльности компании – это представляет собой очень сложную задачу. По этой причине, многие финансовые эксперты советуют инвестору не рисковать и держаться подальше от IPO.

Тем не менее, у инвесторов с высокой терпимостью к риску может возникнуть соблазн получить на ранней стадии акции следующего Google. Акции лидера интернет-поиска изначально были размещены по цене $ 85 для привлечения инвесторов в 2004 году, затем начали торговаться на фондовом рынке по $ 100, а в последнее время стоят около $ 600.

Существующая вероятность на сегодня работает против «попадания в яблочко». На самом деле, более половины 88 американских котируемых акций, дебютировавших в 2011 году, торгуются ниже их первоначальной цены.

И Вы, по крайней мере, хотите избежать приобретение следующих Webvan или Pets.com – многообещающих онлайн-бизнесов, которые прогорели в течение нескольких месяцев после их выхода на IPO десять лет назад.

Ниже приведены пять вещей, которые должен знать инвестор об IPO, перед тем, как принять непосредственное участие.

1. Сленг.

Есть и другие термины, которые необходимо знать, помимо IPO и «выхода на открытый рынок», означающих выпуск акций для широкого обращения, проводимый компанией впервые.

Андеррайтером называется инвестиционный банк или другая финансовая фирма, которая работает с компанией для определения цены размещения акций, покупает акции у эмитента и продает их инвесторам.

Вторичный рынок или открытый фондовый рынок – это рынок, где большинство инвесторов покупают акции после андеррайтера, клиентов и других инсайдеров, напрямую у компании по «цене предложения IPO».

Предварительный проспект (red herring или красная сельдь) описывает историю компании-эмитента и бизнес-план. Этот проспект получил свое англоязычное название от красных чернил на обложке. И «опцион зеленого ботинка» или опцион перераспределения дает андеррайтерам право при высоком спросе продать инвесторам больше акций, чем планировалось. Это не только дает инвесторам больше шансов по участию в IPO, но и увеличивает вероятность, что цена будет стабильной на ранней стадии, а не отражающей краткосрочный, неудовлетворенный спрос.

2. Сложно, но не невозможно

Обычные инвесторы, как правило, не могут выйти на IPO по цене предложения (прежде чем акции попадут на открытый рынок). Андеррайтеры обычно выделяют акции для управляющих фирм и своих первоочередных клиентов.

Наличие полного комплекса услуг брокерского счета у одного из андеррайтеров является практически необходимостью, при желании иметь шансы на участие. Для Zynga, как и для Groupon, ведущими андеррайтерами являются Goldman Sachs и Morgan Stanley.

Однако, все это само по себе не сделает из Вас первоочередного клиента. Перед открытием счета, спросите брокера о том, что Вам необходимо сделать для получения акций IPO, – советует Дэвид Мэнлау, президент IPOfn Financial Network, независимый поставщик исследований в Millburn, Нью-Джерси. Окончательное решение будет все равно на усмотрении фирмы.

«Это плутовская игра»- говорит Мэнлау. «Андеррайтеры задают тон, и создают правила для тех, с кем они собираются делать бизнес».

3.Инвестирование в первый день сравнимо с игрой в кости

Вы почти наверняка заплатите больше за акции в первый день открытой торговли, чем те, кто купил их по цене предложения. В течение последнего десятилетия, первая рыночная стоимость вновь выпущенных акций была в среднем на 11% выше, чем цена предложения, по словам Джей Риттер, профессора из Университета Флориды, проанализировавшего данные по IPO.

Помимо этого, цена почти непредсказуема в течение первых двух дней.

К ярким стратам этого года можно отнести профессиональной сетевой сервис LinkedIn, цена на акции которого увеличились более чем в два раза в день своего дебюта, а также сайт недвижимости Zillow, цены на акции которого подскочили на 79%. Однако с тех пор стоимость акций обоих проектов понемногу снизилась. Акции Pandora Media взлетели на 62% в первый день, а затем упали до первоначальной цены к концу второго дня.

Риск покупки акций до получения отчетов по прибыли от компании и аналитиков связан с серьезной переоценкой компании, говорит Рина Аггарвал, директор Центра по финансовым рынкам и политике в Университете Джорджтауна.

«Существует разница между большой компанией и большой инвестицией», говорит она. «Как правило, первый день после IPO – это не то время, чтобы покупать».

4. Продажи – это ключ

Инвесторам не стоит обязательно исключать компании, которые имели убытки до их предварительно выхода на IPO. Ключевыми показателеми, на которых необходимо сосредоточить внимание, являются доходы или продажи. Однако, не путайте рост продаж с ростом прибыли, чем собственно воспользовались инвесторы в спекулятивных пузырях эры дот-комов (dot-coms), обанкротившихся в 2000 году.

Вместо этого, говорит Мэнлау, обратите внимание: присутствуют ли рост доходов или любое снижение затрат. И оцените: как скоро компания будет приносить прибыль?

Продажи могут являться наиболее важным критерием при принятии решения по инвестированию в небольшие IPO.

Исследование, проведенное Риттер, показало, что компании с продажами менее чем в 50 миллионов $ в год – а таких в период с 1980 по 2009 примерно половина (7354 IPO) – оказываются ниже уровня рынка на 35% в первые три года после выхода на IPO. Компании, которые имели более чем 50 миллионов $ в продажах, тем временем, показали снижение на 2%.

5. Долгосрочная перспектива – не тот случай

IPO, как правило, не подходят для инвесторов, которые покупают и удерживают акции, потому что в долгосрочной перспективе они оказываются ниже рынка.

Тенденция обычного IPO на протяжении многих лет заключается в том, что цена акций возрастет по истечении шести месяцев, а затем постепенно будет снижаться до уровня ниже цены размещения в течение последующих двух-трех лет. Около 20% терпят неудачу в течение пяти лет.

Так как же определить, какие компании расцветут?

Федеральная резервная система в исследованиях от 2004 года определила две характеристики успешных IPO: компании с долгой историей существования, которые были прибыльными прежде, чем они вышли на IPO.

Однако, многие пренебрегают этими факторами в надежде урвать большой куш с IPO и принимают желаемое за действительное.


Комментарии

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

Ваш комментарий